Лучшие работы

На  Маньпупунёр в минус  сорок  пять

Прежде чем отправиться на#nbsp;Северный Урал зимой, ответь себе на#nbsp;простой вопрос: как сильно ты#nbsp;этого хочешь?

Елена Туркина


Кажется, что о#nbsp;плато Маньпупунёр в#nbsp;России знают все. После проекта «7 чудес России», в#nbsp;список которых вошли легендарные останцы, Республика Коми стала местом притяжения для#nbsp;искушенного туриста, которому подавай чистый воздух, первозданную природу, дикие условия, а#nbsp;не#nbsp;шведский стол и#nbsp;all inclusive. Самые отважные любители экоэкстрима готовы отправиться на#nbsp;плато даже зимой.

Среди жаждущих снега и#nbsp;красоты при низких температурах немало москвичей и#nbsp;иностранцев, которые на#nbsp;себе хотят испытать суровую зиму. Меня, местную, снегом не#nbsp;удивишь, челленджем в#nbsp;виде сельского туалета и#nbsp;ночевкой в#nbsp;зимней палатке тоже. За#nbsp;плечами небольшой, но#nbsp;все#nbsp;же опыт походов, в#nbsp;том числе лыжных, где проходишь 15−20 км#nbsp;в#nbsp;день с#nbsp;двадцатикилограммовым рюкзаком за#nbsp;спиной. Поэтому к#nbsp;снегоходному маршруту с#nbsp;ночлегом в#nbsp;комфортных домиках Печоро-Илычского заповедника я#nbsp;отнеслась, как к#nbsp;легкой прогулке. Никаких экзистенциальных смыслов и#nbsp;экзотических ожиданий от#nbsp;похода у#nbsp;меня не#nbsp;было. Но#nbsp;свидание с#nbsp;каменными исполинами в −45, а#nbsp;главное, путь к#nbsp;ним стали самым необычным эпизодом в#nbsp;моей биографии.

​Команда добровольцев

Планы на#nbsp;поход были максимально «лайтовые»: перетерпеть 570#nbsp;км ничем не#nbsp;примечательной дороги из#nbsp;Сыктывкара до#nbsp;Комсомольска-на-Печоре, сменить городской look на#nbsp;походную амуницию, пересесть на#nbsp;комфортабельные снегоходы и#nbsp;пройти с#nbsp;ветерком примерно 250#nbsp;км в#nbsp;декорациях зимней сказки до#nbsp;манящего плато Маньпупунёр. Отличало маршрут от#nbsp;коммерческого волонтерская задача. Гид-проводник Алексей Ларионов, проторивший путь на#nbsp;Маньпупунёр для#nbsp;сотен романтиков, на#nbsp;сей раз отправился на#nbsp;плато, чтобы облагородить дом-шалаш в#nbsp;лагере «Вологодская грань». Оттуда до#nbsp;именитых исполинов всего ничего. Алексей собрал команду добровольцев, не#nbsp;понаслышке знающих, что такое Север, чтобы сделать работу на#nbsp;стройке быстро и#nbsp;качественно.

Я#nbsp;особыми умениями и#nbsp;послужным списком зимних вылазок похвастаться не#nbsp;могла, но#nbsp;и#nbsp;слабой девушкой меня тоже не#nbsp;назовешь. К#nbsp;слову, в#nbsp;октябре 2020 года я#nbsp;пробежала свой первый официальный марафон, поэтому как минимум за#nbsp;выносливость на#nbsp;маршруте была спокойна, да#nbsp;и#nbsp;снаряжение тщательно подготовила. Так что дорога вроде#nbsp;бы не#nbsp;предвещала особых сложностей.

Самая долгая ночь

Из-за поломки машины мы#nbsp;выехали из#nbsp;Сыктывкара на#nbsp;несколько часов позже. Прихватив волонтеров из#nbsp;Ухты, оценив подготовку группы, решили не#nbsp;останавливаться в#nbsp;гостинице Троицко-Печорска, а#nbsp;двигаться до#nbsp;первого кордона ночью. В#nbsp;темноте откопали снегоходы, перегрузили строительный материал, печку и#nbsp;бочку с#nbsp;топливом в#nbsp;специальные сани. Наш багаж оказался нехилым: все это весило примерно 600#nbsp;кг. Пока мужчины шаманили со#nbsp;стяжками, упаковывая вагонку, я#nbsp;послушно светила фонариком и#nbsp;прыгала с#nbsp;ноги на#nbsp;ногу, чтобы не#nbsp;замерзнуть. Наконец, конструкция удовлетворила моих спутников, и#nbsp;мы#nbsp;тронулись в#nbsp;путь уже глубоко за#nbsp;полночь.

По#nbsp;ощущениям, это была самая долгая ночь в#nbsp;моей жизни. Поначалу лес, действительно, располагал к#nbsp;сказочным ассоциациям. Деревья «оживали», и#nbsp;это было даже забавным, но#nbsp;в#nbsp;середине ночного вояжа образы стали совсем не#nbsp;дружественные. В#nbsp;мифотворчестве манси есть особые существа#nbsp;— менквы#nbsp;— первобытные лиственничные люди. Когда попадаешь на#nbsp;Северный Урал, кажется, будто и#nbsp;правда деревья-менквы следят за#nbsp;каждым шагом человека и#nbsp;протягивают вслед путникам свои ледяные щупальца.

Удерживать концентрацию и#nbsp;позитивный настрой без сна оказалось непросто, тогда я#nbsp;еще и#nbsp;подумать не#nbsp;могла, что передвигаться в#nbsp;темноте мы#nbsp;будем часто, так и#nbsp;не#nbsp;нагнав график. В#nbsp;свете фар то#nbsp;и#nbsp;дело мне мерещилась избушка, иногда пятиэтажные дома, я#nbsp;понимала#nbsp;— мозг потерял связь между сном и#nbsp;реальностью. Я#nbsp;с#nbsp;переменным успехом пыталась занять сознание полезными мыслями, благодарила за#nbsp;опыт и#nbsp;все еще предвкушала легкую дорогу. А#nbsp;когда в#nbsp;зоне видимости оказался реальный домик кордона Полой, испытала чувство, похожее, на#nbsp;счастье.

Мороз крепчал

Два часа сна, пельмени, проверка снаряжения#nbsp;— и#nbsp;вот оно, слабое место! Инспектор на#nbsp;Полое Алексей с#nbsp;укоризной посмотрел на#nbsp;мою обувь и#nbsp;выдал мне свои сапоги ЭВА с#nbsp;теплым чулком. Аргументы, что зимние кроссовки и#nbsp;специальные туристические бахилы прошли не#nbsp;один лыжный поход, его не#nbsp;убедили. Пришлось уступить и#nbsp;довериться советам более опытных товарищей-снегоходчиков. С#nbsp;большой благодарностью вспоминала Алексея оставшиеся шесть дней нашего путешествия: сапоги мужского размера позволили надеть две пары шерстяных носков и#nbsp;сохранить ноги в#nbsp;тепле.

Многослойная тяжелая экипировка (больше похожая на#nbsp;скафандр) спасала от#nbsp;мороза, но#nbsp;иногда не#nbsp;спасала от#nbsp;ветра. Три шапки, капюшон, термобелье, флисовый слой, непродуваемые штаны, куртка для#nbsp;активного отдыха и#nbsp;поверх всего этого комбинезон и#nbsp;пуховик из#nbsp;серии «Спецодежда для#nbsp;работы в#nbsp;условиях пониженных температур», балаклава и#nbsp;горнолыжные очки, перчатки и#nbsp;рукавицы, которые я#nbsp;периодически меняла, составляли мой повседневный гардероб. Но#nbsp;никакая одежда не#nbsp;спасет в −45 с#nbsp;ветром, если перестанешь двигаться, комплекс упражнений для#nbsp;ног и#nbsp;рук я#nbsp;повторяла, даже когда мы#nbsp;ехали на#nbsp;снегоходе.

Неделя слилась в#nbsp;одно сплошное преодоление, иногда мы#nbsp;проходили всего 15#nbsp;км в#nbsp;день, и#nbsp;я#nbsp;уже привыкла (безусловно, по#nbsp;мере своих сил) откапывать снегоходы и#nbsp;перетягивать капризные доски несколько раз в#nbsp;сутки. Мороз крепчал, рукавицы от#nbsp;конденсата стояли колом, ночью столбик термометра падал до −50, а#nbsp;мы#nbsp;держали путь до#nbsp;ближайшей избушки голодные и#nbsp;уставшие.

План, А#nbsp;уже давно канул в#nbsp;Лету, точнее в#nbsp;Печору, вместе с#nbsp;одним из#nbsp;наших снегоходов, который мы#nbsp;вызволяли из-подо льда более пяти часов. Наконец-то пригодилась и#nbsp;моя выносливость (ух#nbsp;как я#nbsp;хорохорилась, что не#nbsp;зря все-таки регулярно бегаю). Внутренние монологи во#nbsp;время движения становились все интереснее, выводы глубже, в#nbsp;общем, времени было предостаточно, чтобы исследовать себя. Не#nbsp;случись наших ночных скитаний в#nbsp;поисках ночлега, я#nbsp;бы#nbsp;никогда не#nbsp;увидела такие яркие звезды! Они предстали передо мной во#nbsp;всем своем величии, как#nbsp;бы внезапно… абсолютными, бескомпромиссными, вангоговскими и#nbsp;сумасшедшими.

На#nbsp;грани

Чем выше мы#nbsp;поднимались в#nbsp;горы, тем сильнее завывала вьюга. Навстречу шла туристическая группа, люди возвращались с#nbsp;плато разочарованными, некоторые с#nbsp;незначительным обморожением лица.

Взобравшись на#nbsp;Маньпупунёр в#nbsp;лютый мороз, они попали в#nbsp;«молоко». При минимальной видимости таинственные исполины, ради которых стремятся в#nbsp;Печоро-Илычский заповедник романтики со#nbsp;всего мира, не#nbsp;произвели впечатления на#nbsp;уставших искателей приключений. Вот и я, прислушиваясь к#nbsp;метели, была морально готова к#nbsp;тому, что для#nbsp;меня исполины на#nbsp;плато останутся вечной загадкой, всего лишь привлекательной картинкой на#nbsp;баннере.

Буквально за#nbsp;полтора км#nbsp;до#nbsp;лагеря «Вологодская грань», где нам предстояло сделать волонтерскую работу, когда мы#nbsp;уже отклонились от#nbsp;графика на#nbsp;два дня, закончилось топливо, по#nbsp;частям растерялась печка (на#nbsp;следующий день ее#nbsp;искали вдоль снегоходной колеи, выкапывая из#nbsp;пухлого снега). Морозы сожрали не#nbsp;только наши силы, но#nbsp;и#nbsp;запасы бензина. Переливание топлива из#nbsp;одного бака в#nbsp;другой не#nbsp;помогло, и, вчетвером взгромоздившись на#nbsp;один снегоход, мы#nbsp;поехали к#nbsp;спасительным горным модулям.

На#nbsp;часах два ночи. В#nbsp;балках нет дров, наутро мы#nbsp;узнаем, что вчера здесь отчаянно пытались согреться лыжники. Описать то, что происходило на#nbsp;улице, у#nbsp;меня не#nbsp;хватит слов. Буря! Снежная буря неслась со#nbsp;страшной силой, я#nbsp;ничего не#nbsp;могла распознать на#nbsp;расстоянии вытянутой руки, и#nbsp;настоящим счастьем было оказаться в#nbsp;стенах холодного приюта для#nbsp;туристов. Значимость must see Республики Коми померкла на#nbsp;фоне событий той апокалиптической ночи.

В#nbsp;4:30 утра, так и#nbsp;не#nbsp;дождавшись кипятка, я#nbsp;взобралась на#nbsp;второй ярус кровати и#nbsp;с#nbsp;головой укуталась в#nbsp;спальник. Кажется, Алексею Ларионову удалось найти сырые дрова в#nbsp;других балках, хотя мы#nbsp;уже начали растапливать печь евровагонкой, которую везли из#nbsp;Сыктывкара.

«Если ты#nbsp;не#nbsp;дойдешь до#nbsp;плато завтра, то#nbsp;это вовсе не#nbsp;означает конец твоего существования, никто не#nbsp;мешает тебе вернуться сюда летом»,#nbsp;— говорила я#nbsp;себе. —#nbsp;«Твоя жизнь и#nbsp;твое счастье не#nbsp;зависят от#nbsp;нового личного рекорда, визуальных впечатлений и#nbsp;других эндорфиновых раздражителей. Отсутствие очередной галочки на#nbsp;карте#nbsp;— не#nbsp;констатация бессмысленности пройденного пути. Все, что ты#nbsp;имеешь сейчас, само по#nbsp;себе ценно».

Честно говоря, про себя я#nbsp;рыдала от#nbsp;бессилия и#nbsp;усталости, отправляя сигналы в#nbsp;космос: «хочу домой как можно быстрее», «сдаюсь», «не#nbsp;надо», «я#nbsp;не#nbsp;готова!» Сейчас об#nbsp;этом легко говорить, а#nbsp;тогда я#nbsp;была близка к#nbsp;границе своих возможностей.

Утро вечера мудренее

В#nbsp;жизни, как и#nbsp;в#nbsp;сказке, утро вечера мудренее. Несколько часов сна и#nbsp;слабый луч света, пробивающийся в#nbsp;небольшое окно модуля, прибавили сил и#nbsp;уверенности в#nbsp;себе. Вообще, днем события кажутся не#nbsp;такими драматичными. Короче говоря, проснулась я#nbsp;с#nbsp;ощущением, что могу продолжать путь.

Шум снегохода инспекторов с#nbsp;плато, как саундтрек нашего путешествия, ознаменовал надежду на#nbsp;счастливый финал. Нам помогли с#nbsp;дровами и#nbsp;топливом, рассказали последние новости заповедника и#nbsp;большой земли. МЧС запретили лыжные походы, туристы на#nbsp;маршруте получили сильнейшие обморожения. Я#nbsp;с#nbsp;радостью осталась готовить обед (хотя неделю назад я#nbsp;бы#nbsp;боролась за#nbsp;права женщин, утверждая, что это слишком скучно), мужчины пошли на#nbsp;стройку.

Мело по-прежнему со#nbsp;страшной силой, термометры фиксировали аномальные показатели даже для#nbsp;этой суровой местности, с#nbsp;ветром температура была эквивалентна −62. План обшить дом вагонкой провалился в#nbsp;тартарары! Болты ломались от#nbsp;мороза, и#nbsp;руководитель проекта Алексей Ларионов решил отложить эту задачу до#nbsp;летнего сезона.

На#nbsp;следующий день мы#nbsp;отправились к#nbsp;легендарным столбам. Таким далеким и#nbsp;близким! Приют «Вологодская грань», где мы#nbsp;провели дневку, находится в#nbsp;10#nbsp;км от#nbsp;плато Маньпупунёр…

Не#nbsp;гневите горы

…Жадно глотаю морозный воздух, не#nbsp;могу надышаться ветром, совладать с#nbsp;фотоаппаратом, техника отказывает. Да#nbsp;и#nbsp;бог с#nbsp;ней! В#nbsp;снимках#nbsp;ли дело? Вот они! Исполины! Те, которые манили, снились, интриговали своей красотой, величием, старинными легендами и#nbsp;современными маркетинговыми уловками! Те, которые пугали мистическими историями, сложностью пути и#nbsp;отзывами разочарования. Каменные свидетели Вечности, закружавленные снегом и#nbsp;льдом, невозмутимые стражники тишины и#nbsp;покоя…

Подошла к#nbsp;каждому, попросила прощения за#nbsp;себя, за#nbsp;всех любопытных туристов, поблагодарила за#nbsp;счастье видеть, слышать и#nbsp;чувствовать; обещала больше ничего не#nbsp;ждать, а#nbsp;просто жить с#nbsp;открытым сердцем.

Если#nbsp;бы мне рассказали, что предстоит пройти, чтобы оказаться на#nbsp;шаманском плато, я#nbsp;бы#nbsp;разумно отступилась. Но#nbsp;единственный выход узнать, что предначертано судьбой#nbsp;— это пересечь горизонт событий. Я#nbsp;прошла свой путь на#nbsp;Маньпупунёр, безумно долгий, полный ужасных и#nbsp;прекрасных моментов, зато теперь знаю кое-что важное о#nbsp;себе и#nbsp;мире.

«Горы все видят»,#nbsp;— говорит гид Алексей Ларионов, который часто преодолевает путь к#nbsp;знаменитым останцам в#nbsp;одиночку#nbsp;— он#nbsp;верен правилам территории и#nbsp;своим принципам, поэтому все происходящее здесь воспринимает как данность и#nbsp;не#nbsp;боится форс-мажоров. Я#nbsp;же#nbsp;прислушивалась к#nbsp;своему внутреннему камертону со#nbsp;страхом: не#nbsp;поспешила#nbsp;ли? Нет#nbsp;ли в#nbsp;моем сердце тщеславия и#nbsp;навязанных амбиций? Ведь в#nbsp;этой снежной жестокой реальности (обманчиво нежной и#nbsp;такой притягательной на#nbsp;фотографиях) как никогда осознаешь разницу между «быть и#nbsp;казаться». Поэтому, прежде чем отправиться на#nbsp;Северный Урал зимой, ответь себе на#nbsp;простой вопрос: как сильно ты#nbsp;этого хочешь?

Если вдруг вы#nbsp;дерзнули и#nbsp;не#nbsp;сдюжили на#nbsp;маршруте, они не#nbsp;поверят слезам, не#nbsp;простят ошибки в#nbsp;снаряжении, в −45 градусов по#nbsp;Цельсию с#nbsp;ветром у#nbsp;вас просто может не#nbsp;быть второго шанса согреться. Не#nbsp;гневите горы праздным любопытством, не#nbsp;дразните словами «хочу попробовать что-нибудь новенькое», такая мотивация может стать личной катастрофой. Но#nbsp;если вы#nbsp;не#nbsp;сдались, приняли существующие правила игры, готовы терпеть и#nbsp;продолжать путь «без поддавков», Север войдет в#nbsp;вашу кровь вместе с#nbsp;морозным воздухом гор, перевернет в#nbsp;сознании все, что до#nbsp;этого момента было очевидным, станет секретным ингредиентом личности.