Лучшие работы

Сага о папахе

Чеченцы как Чехов#nbsp;— считают, что в#nbsp;человеке все должно быть прекрасно: и#nbsp;лицо, и#nbsp;одежда, и#nbsp;душа, и#nbsp;мысли. Но#nbsp;прежде всего папаха. Шапка для#nbsp;чести. Кучерявый символ маскулинности.

Аза Терлоева


Мужское и#nbsp;женское

Если вы#nbsp;зайдете в#nbsp;любое из#nbsp;государственных учреждений Чечни или посмотрите эфир одного из#nbsp;региональных каналов, вы#nbsp;не#nbsp;увидите чеченку без платка. В#nbsp;республике нет законов, регламентирующих требования к#nbsp;внешнему виду женщин, но#nbsp;есть негласное убеждение: если чья-то дочь не#nbsp;носит платок, значит, она не#nbsp;чтит традиции предков.

Национальный менталитет в#nbsp;этом вопросе гендерно избирателен: в#nbsp;отношении мужчин такой строгости не#nbsp;наблюдается. Единственное событие, на#nbsp;которое мужчина не#nbsp;может прийти корта уйра («с#nbsp;непокрытой головой»),#nbsp;— это похороны. Головной убор приветствуется также во#nbsp;время пребывания в#nbsp;мечети. Во#nbsp;всех остальных случаях никто не#nbsp;скажет ни#nbsp;слова из-за отсутствия папахи.

Между тем этот головной убор#nbsp;— неизменная часть национального мужского костюма. Чеченцы никогда не#nbsp;снимали его при посторонних, уверен заведующий отделом этнологии Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики Лейчий Гарсаев. Ученый посвятил немало исследований теме мужских головных уборов. Он#nbsp;уверен, что своей статью и#nbsp;осанкой горцы обязаны как раз папахе.

Дисциплина занимала особое место в#nbsp;менталитете чеченцев и#nbsp;проявлялась в#nbsp;том числе и#nbsp;в#nbsp;их внешнем виде. К#nbsp;головному убору мальчиков приучали с#nbsp;детства. Считалось, что папаха помогала воспитывать силу воли: привычка с#nbsp;малых лет носить высокую шапку не#nbsp;давала расслабиться, формировала у#nbsp;молодого джигита осанку, а#nbsp;также гордую и#nbsp;независимую манеру держаться.

—#nbsp;Горцы считали, что в#nbsp;гардеробе каждого уважающего себя мужчины должны быть два безукоризненных предмета одежды: папаха и#nbsp;обувь,#nbsp;— рассказывает историк. —#nbsp;Идеальный крой головного убора должен был впечатлить достойного собеседника, поскольку тот всегда будет смотреть в#nbsp;лицо. А#nbsp;обувь нужно было начищать до#nbsp;блеска, чтобы произвести впечатление на#nbsp;людей неискренних, которые обычно смотрят другому в#nbsp;ноги.

В#nbsp;чеченском обществе не#nbsp;принято хранить вещи покойного#nbsp;— после смерти человека его одежду раздают родственникам, но#nbsp;папаха могла перейти только к#nbsp;сыновьям. При их#nbsp;отсутствии ее#nbsp;наследовал самый уважаемый мужчина тайпа.

Живой собственник папахи мог вручить ее#nbsp;гостю или другу, подчеркивая тем самым его особый статус. Сегодня, чтобы носить папаху, необязательно быть горцем по#nbsp;крови или его названым братом. Папаху можно купить.

Получить по#nbsp;шапке

В#nbsp;Грозном много магазинов крупных торговых сетей, но#nbsp;турист, который хочет увезти отсюда подарки с#nbsp;местным колоритом, посещает не#nbsp;торговые центры, а#nbsp;главный чеченский рынок «Беркат». Ищущий подарок посолиднее пусть спросит, где находится мечеть. Рядом с#nbsp;нею находятся исламские магазины и#nbsp;несколько ларьков, где продаются головные уборы.

Ассортимент широк#nbsp;— можно купить по#nbsp;шапке каждому из#nbsp;друзей. Здесь и#nbsp;белая папаха Хабиба, которую покупают туристы или болельщики, идущие на#nbsp;футбольный матч. Рядом с#nbsp;ней висят тюбетейки с#nbsp;кисточками#nbsp;— на#nbsp;чеченском они называются пиэс. Свое название они получили от#nbsp;«фески», просто в#nbsp;народном алфавите нет буквы «ф». В#nbsp;отличие от#nbsp;войлочного колпака пиэс не#nbsp;так высок, сделан из#nbsp;мягкой ткани. Его обычно надевают на#nbsp;похороны или на#nbsp;коллективную молитву в#nbsp;мечети.

Но#nbsp;главный товар на#nbsp;улице не#nbsp;висит: он#nbsp;не#nbsp;нуждается в#nbsp;рекламе. Стоит только покупателю молвить, что он#nbsp;хочет чеченскую папаху, и#nbsp;его немедленно пригласят вовнутрь. Там, над полками, забитыми каракулем и#nbsp;мехами, высоко, словно аксакалы на#nbsp;вершине горы, восседают папахи. Всего несколько штук.

Папаха: эволюция

И#nbsp;высокая папаха, и#nbsp;ее#nbsp;соседки#nbsp;— каракулевые шапки, напоминающие по#nbsp;крою ушанку, называются у#nbsp;чеченцев холхаз куй. «Холхаз» переводится как каракуль, а#nbsp;«куй»#nbsp;— это шапка. Раньше ушанок в#nbsp;народе не#nbsp;было. Во#nbsp;всем виноват прогресс. Гордому джигиту, восседающему на#nbsp;коне, высокая папаха только придавала роста и#nbsp;делала его образ более грозным. Но#nbsp;вот горцы пересели с#nbsp;лошадей в#nbsp;автомобили, и#nbsp;она стала мешать, потому что упиралась в#nbsp;потолок машины.

Современные чеченцы больше носят ушанки из#nbsp;каракуля, рассказывает Беслан Вашаев#nbsp;— продавец магазина и#nbsp;шапочных дел мастер. Любимому делу он#nbsp;посвятил больше 30 лет, а#nbsp;научился ему еще в#nbsp;детстве, когда жил в#nbsp;Хасавюрте.

—#nbsp;Я#nbsp;вообще с#nbsp;малых лет любил возиться с#nbsp;кожей. А#nbsp;тут у#nbsp;меня появился товарищ, у#nbsp;которого еще отец занимался изготовлением шапок. Я#nbsp;часто бывал у#nbsp;него в#nbsp;гостях, видел, как они их#nbsp;кроят, и#nbsp;сам этому постепенно научился.

Сейчас Беслан может сшить шапку за#nbsp;два часа, на#nbsp;глаз определяет окружность головы любого покупателя и#nbsp;чинит семейные реликвии, испорченные молью и#nbsp;временем.

—#nbsp;Иногда мне приносят настолько безнадежные изделия, что так и#nbsp;хочется сказать владельцу: «Лучше выброси»,#nbsp;— признается мужчина. —#nbsp;Но#nbsp;я#nbsp;редко отказываю. Чиню, латаю десятки маленьких дырочек и#nbsp;понимаю, что ремонт по#nbsp;времени обошелся мне куда дороже заявленной суммы.

Чтобы стать владельцем папахи, нужно раскошелиться. Ее#nbsp;ценность напрямую зависит от#nbsp;узора на#nbsp;шкурке. Чем больше завитушек, тем кучерявей живет владелец. Стоимость некоторых изделий достигает 120 тысяч рублей#nbsp;— и#nbsp;они, разумеется, тоже находят своего покупателя.

—#nbsp;Видите, рисунок на#nbsp;этой шапке будто карандашом нарисованный, каждая завитушка один к#nbsp;одному, поэтому эта стоит дорого,#nbsp;— объясняет Беслан, показывая папаху за#nbsp;80 тысяч. И#nbsp;сравнивает ее#nbsp;с#nbsp;той, что стоит в#nbsp;десять раз меньше:#nbsp;— А#nbsp;здесь расплывчатый рисунок, поэтому она дешевая.

—#nbsp;Горцы никогда не#nbsp;жалели денег на#nbsp;головной убор,#nbsp;— объясняет эту разновидность национальной тяги к#nbsp;роскоши Лейчий Гарсаев. —#nbsp;Наши старики говорили: «Шапку носят не#nbsp;для тепла, а#nbsp;для чести». Поэтому относились к#nbsp;ней бережно, как к#nbsp;своему имени: «Папаху сбережет тот, у#nbsp;кого на#nbsp;плечах умная голова, а#nbsp;имя сбережет тот, чье сердце в#nbsp;груди горит огнем».

Историк говорит, что даже снятие папахи было целым ритуалом. Во-первых, чеченец никогда не#nbsp;обнажал голову при посторонних людях. Дома, сняв папаху, он#nbsp;аккуратно ставил ее#nbsp;на#nbsp;ровную поверхность или насаживал на#nbsp;банку. Процесс водружения папахи на#nbsp;голову тоже не#nbsp;терпел суеты: ее#nbsp;обязательно рассматривали, стряхивали невидимые пылинки, разглаживали мех и#nbsp;надевали, беря двумя пальцами.

Папаха#nbsp;— сугубо мужской головной убор, женщинам категорически запрещено было ее#nbsp;надевать. Единственным исключением была ситуация, когда в#nbsp;результате кровной вражды или войны в#nbsp;роду больше не#nbsp;оставалось мужчин. Тогда женщина, взявшая на#nbsp;себя обязанность совершить возмездие, облачалась в#nbsp;мужскую одежду и#nbsp;не#nbsp;снимала ее#nbsp;до#nbsp;тех пор, пока не#nbsp;исполнит задуманное.

Шапка с#nbsp;запахом лаванды

Человек, увозящий из#nbsp;Грозного один из#nbsp;национальных символов, должен знать, как с#nbsp;ним обращаться. По#nbsp;словам Беслана Вашаева, эти правила следовало#nbsp;бы выучить каждому носителю папахи.

—#nbsp;Многие берут эту шапку и#nbsp;бросают в#nbsp;шифоньер,#nbsp;— говорит мужчина. —#nbsp;А#nbsp;так делать нежелательно. Ведь всем известно, что моль, которая залетела в#nbsp;комнату, сразу#nbsp;же ищет темное место.

По#nbsp;словам мастера, лучше, чтобы папаха стояла на#nbsp;виду. Тем более что раньше у#nbsp;горцев она занимала второе почетное место в#nbsp;доме после Корана. Продавец советует покупателям хранить ее#nbsp;герметично закрытой#nbsp;— и#nbsp;тогда с#nbsp;нею ничего не#nbsp;случится, даже если она простоит два-три года.

—#nbsp;За#nbsp;все время, что я#nbsp;работаю, у#nbsp;меня не#nbsp;пострадала ни#nbsp;одна шапка. Круглый год они здесь стоят, ни#nbsp;одну домой не#nbsp;забираю. Главное, чтобы были расставлены средства от#nbsp;моли. Я#nbsp;обычно покупаю с#nbsp;запахом лаванды.

Не#nbsp;потерять форму

Но#nbsp;больше всего сохранность папахи зависит от#nbsp;ее#nbsp;положения#nbsp;— как в#nbsp;прямом, так и#nbsp;в#nbsp;переносном смысле. Папаха никогда не#nbsp;должна лежать, а#nbsp;ее#nbsp;владелец не#nbsp;должен допускать к#nbsp;ней небрежного отношения.

В#nbsp;народе рассказывают историю, как один из#nbsp;чеченцев, возвращаясь домой после долгого отсутствия, заказал своей папахе отдельное такси до#nbsp;родного села, чтобы она прибыла первой и#nbsp;возвестила о#nbsp;его возвращении.

Легендарный танцор Махмуд Эсамбаев не#nbsp;снимал папаху и#nbsp;приходил в#nbsp;ней даже на#nbsp;заседания Верховного совета СССР. А#nbsp;про лезгинского композитора Узейра Гаджибекова рассказывают, что, посещая театр, он#nbsp;брал два билета#nbsp;— для#nbsp;себя и#nbsp;для своей папахи, чтоб она не#nbsp;мешала зрителям, сидящим сзади.

Историк Гарсаев считает, что у#nbsp;чеченского народа издревле существовал целый культ головного убора. По#nbsp;его словам, человек, охранявший что-либо, мог оставить на#nbsp;объекте свою шапку и#nbsp;отлучиться по#nbsp;делам#nbsp;— и#nbsp;никто не#nbsp;посмел#nbsp;бы вторгнуться на#nbsp;эту территорию, потому что понимал неизбежность встречи с#nbsp;хозяином папахи.

Снять папаху с#nbsp;горца означало смертельно его оскорбить. Снимая с#nbsp;себя шапку и#nbsp;ударяя ею#nbsp;о#nbsp;землю, чеченец словно бросал перчатку и#nbsp;давал понять, что готов на#nbsp;все. По#nbsp;народной традиции даже просить о#nbsp;чем-то нужно с#nbsp;достоинством#nbsp;— не#nbsp;снимая папаху. Между тем отказывать в#nbsp;просьбе обнажившему голову было неприлично, хотя проситель и#nbsp;терял уважение в#nbsp;глазах общества. О#nbsp;таких говорили: «Он#nbsp;получил это битьем шапки».

Единственным исключением была просьба о#nbsp;прощении кровной мести#nbsp;— тогда мужчины из#nbsp;рода обидчика должны были прийти к#nbsp;родственникам убитого, сняв головные уборы в#nbsp;знак своего смирения.

Жестокий бизнес

В#nbsp;современной Чеченской Республике папаха не#nbsp;является массово распространенным головным убором. Ее#nbsp;носят авторитетные старейшины, периодически#nbsp;— во#nbsp;время памятных дат или региональных праздников#nbsp;— в

каракулевых шапках появляются Рамзан Кадыров и#nbsp;члены его окружения. Больше всего людей в#nbsp;«холхаз куй» можно увидеть 25#nbsp;апреля#nbsp;— в#nbsp;День чеченского языка, когда многие одеваются в#nbsp;национальные костюмы и#nbsp;отправляются на#nbsp;торжества.

Беслан Вашаев считает, что надеть папаху#nbsp;— значит признать себя взрослым. И#nbsp;одной из#nbsp;причин непопулярности головного убора он#nbsp;находит как раз нежелание некоторых людей взрослеть.