В#nbsp;Архангельске на#nbsp;набережной реки Северная Двина стоит Арктический университет. Еще недавно во#nbsp;внутреннем дворе ржавел никому не#nbsp;нужный ангар, а#nbsp;теперь он#nbsp;стал чуть#nbsp;ли не#nbsp;главной достопримечательностью города. Люди проводят здесь отпуск или приезжают хотя#nbsp;бы на#nbsp;выходные.
Все потому, что два года назад ремонтное помещение начали превращать в#nbsp;верфь, где каждый может поучаствовать в#nbsp;строительстве деревянной шхуны, а#nbsp;потом пойти на#nbsp;ней в#nbsp;путешествие.
Лет 40 назад маленького Женю Шкарубу папа привел в#nbsp;яхт-клуб. Мальчик вырос, и#nbsp;хождение под парусом стало смыслом жизни. С#nbsp;друзьями образовали «Клуб любителей путешествий по#nbsp;морю» и#nbsp;отправились в#nbsp;кругосветное плавание.
«Оно затянулось на#nbsp;5 лет,#nbsp;— вспоминает Евгений Шкаруба,#nbsp;— а#nbsp;вместе с#nbsp;этим появилась мечта и#nbsp;цель: нужно плыть в#nbsp;Арктику. Мы#nbsp;понимали, что на#nbsp;яхте ее#nbsp;не#nbsp;достичь, значит нужно судно побольше. Арендовать дорого#nbsp;— мы#nbsp;решили сами построить шхуну, а#nbsp;за#nbsp;основу взять традиции поморского народа».
«Поморы» появились в#nbsp;XII веке. Так стали называть тех, кто приехал из#nbsp;Новгорода, Пскова, Рязани и#nbsp;поселился по#nbsp;берегам Белого и#nbsp;Баренцева морей. В#nbsp;суровых условиях Севера наши предки ловили рыбу, добывали нерп и#nbsp;тюленей. Для#nbsp;этого строили карбасы (ударение на#nbsp;первый слог)#nbsp;— прочные лодки из#nbsp;сосны. Их#nbsp;делали без единого гвоздя, а#nbsp;к#nbsp;днищу крепили деревянные полозья, благодаря которым судно могли легко передвигать по#nbsp;льду.
Судостроением поморы прославились на#nbsp;всю страну. Технологии передавали по#nbsp;наследству, чертежей не#nbsp;делали, инструкций не#nbsp;писали, поэтому со#nbsp;временем о#nbsp;деревянных лодках начали забывать. Евгений Шкаруба решил возродить дело предков.
«Перед тем, как приниматься за#nbsp;шхуну, мы#nbsp;хотели попробовать сделать карбас,#nbsp;— рассказывает Евгений. —#nbsp;Прототип случайно увидели в#nbsp;архангельском краеведческом музее и#nbsp;рискнули взять его за#nbsp;основу. В#nbsp;области отыскали мастера, который ещё помнил исторические традиции, и#nbsp;стали с#nbsp;ним вместе шить лодку (поморы говорят „шить“ карбас, а#nbsp;не#nbsp;строить)».
Если у#nbsp;предков на#nbsp;это уходил месяц#nbsp;— потомки управились за#nbsp;две недели. Назвали карбас «Вашкой»#nbsp;— в#nbsp;честь северной реки, подняли на#nbsp;нем паруса и#nbsp;отправились в#nbsp;тестовое плавание.
За#nbsp;возрождение древнего мастерства Русское географическое общество вручило путешественникам «Хрустальный компас». Тогда на#nbsp;проект обратили внимание и#nbsp;местные власти. Вышли на#nbsp;руководство Арктического университета, помогли найти помещение. Ректор предложил бартер: бесплатная аренда ангара, а#nbsp;взамен студенты там будут проходить практику.
«Помещение дали осенью 2019-го года,#nbsp;— вспоминает Евгений. —#nbsp;Тогда верфью это назвать было трудно и#nbsp;сходства с#nbsp;сегодняшней было мало: кирпичные стены, полов нет».
Несмотря на#nbsp;это, проектировать шхуну начали сразу. Параллельно делали ремонт, а#nbsp;заодно и#nbsp;искали строителей-добровольцев. Сначала через знакомых, потом сработало сарафанное радио: стали звонить, писать, приезжать из#nbsp;разных городов. Постепенно верфь наполнилась «мастерами»: парни и#nbsp;девушки, студенты и#nbsp;люди с#nbsp;успешной карьерой, с#nbsp;профильными специальностями и#nbsp;без.
«Мы#nbsp;практически всех принимаем, всему учим,#nbsp;— говорит Евгений,#nbsp;— главное, чтобы глаза горели».
В#nbsp;разгар ремонта с#nbsp;горящими глазами приехал на#nbsp;верфь инженер из#nbsp;Москвы Михаил Крупенин. Любовь к#nbsp;лодкам пришла после сплава по#nbsp;рекам Карелии. Дальше захотел научиться ходить под парусом. Совпало, что уроки яхтенного спорта давал Евгений Шкаруба. Он#nbsp;рассказал об#nbsp;идее построить шхуну и#nbsp;пригласил в#nbsp;Архангельск. Тогда начинающий шкипер не#nbsp;думал, что вернуться к#nbsp;обычной жизни уже не#nbsp;сможет.
«Первый раз я#nbsp;поехал на#nbsp;верфь просто посмотреть, как ребята строят,#nbsp;— вспоминает Михаил,#nbsp;— заразился сразу#nbsp;— там все такие удовлетворенные от#nbsp;своего труда. Я#nbsp;стал помогать с#nbsp;ремонтом. Сначала остался на#nbsp;две недели, потом приехал на#nbsp;месяц, потом на#nbsp;два. В#nbsp;Москву хотелось возвращаться все меньше и#nbsp;меньше».
До#nbsp;верфи строитель шхуны 7 лет работал в#nbsp;компании, которая разрабатывает промышленные компьютеры. Когда из-за пандемии сотрудников перевели на#nbsp;«удаленку», Михаил решил удалиться по-максимуму: на#nbsp;год уехал в#nbsp;Архангельск, и#nbsp;так получилось, что стал главным конструктором шхуны.
«На#nbsp;верфи я#nbsp;что-то делаю и#nbsp;не#nbsp;пытаюсь получить выгоду,#nbsp;— говорит Михаил. —#nbsp;Тут я#nbsp;живу тем, что мне нравится, и#nbsp;работаю, не#nbsp;работая, понимаете? Снаружи я#nbsp;вроде работаю, а#nbsp;внутри в#nbsp;это время отдыхаю. А#nbsp;когда вижу, что на#nbsp;шхуну устанавливают элемент, который я#nbsp;чертил, у#nbsp;меня восторг».
Когда московская компания перестала платить Михаилу зарплату, он#nbsp;стал искать заработок в#nbsp;Архангельске, лишь#nbsp;бы только остаться на#nbsp;верфи. Так инженер-судостроитель стал еще и#nbsp;экскурсоводом#nbsp;— начал водить туристов по#nbsp;северным рекам: организовывать сплавы, походы и#nbsp;даже регату на#nbsp;деревянных карбасах.
«Тяга к#nbsp;приключениям победила! —#nbsp;объясняет Михаил. —#nbsp;Я#nbsp;хочу построить шхуну, хочу путешествовать, хочу дойти до#nbsp;Арктики, до#nbsp;Антарктиды. А#nbsp;сейчас мне очень нравится сам процесс строительства! Меня тянет на#nbsp;верфь, потому что здесь я#nbsp;делаю что-то важное, крутое».
Работы по#nbsp;возведению шхуны никем не#nbsp;оплачиваются, идея держится на#nbsp;энтузиазме. А#nbsp;материалы и#nbsp;оборудование приобретают за#nbsp;счет государственных грантов. Поэтому кроме строительства судна команда начала развивать и#nbsp;другие проекты. Евгений Шкаруба решил превратить верфь в#nbsp;креативное пространство. Так рядом со#nbsp;шхуной начали устраивать выставки, концерты, лекции и#nbsp;даже мастер-классы по#nbsp;изготовлению гуслей. Назвали площадку «Открытая палуба», потому что#nbsp;— для#nbsp;всех.
«В#nbsp;России где-то 10 верфей всего,#nbsp;— говорит Евгений,#nbsp;— и#nbsp;только одни мы#nbsp;не#nbsp;промышленные, а#nbsp;направлены в#nbsp;сторону искусства».
Сами строители прониклись атмосферой верфи и#nbsp;даже иногда остаются здесь с#nbsp;ночевкой. Не#nbsp;потому что работы много, а#nbsp;просто уходить не#nbsp;хотят. Развлекают себя игрой на#nbsp;гитаре, разговорами и#nbsp;мечтами о#nbsp;будущих путешествиях.
В#nbsp;приоритете, конечно, на#nbsp;верфи остается шхуна. Работают над ней шесть дней в#nbsp;неделю с#nbsp;9 до#nbsp;18 часов. Работа идет не#nbsp;быстро, поэтому кругосветку планируют не#nbsp;раньше чем через 5 лет. Пока устанавливают шпангоуты#nbsp;— такие «ребра», на#nbsp;которых будет держаться обшивка.
«Это будет не#nbsp;ремейк, не#nbsp;реплика, а#nbsp;современное 20-метровая шхуна, но#nbsp;по#nbsp;классическим поморским лекалам,#nbsp;— объясняет Евгений Шкаруба. —#nbsp;Форму менять практически не#nbsp;будем, только добавим двигатели, воду. Например, у#nbsp;нас будет 4 каюты и#nbsp;в#nbsp;каждой душ».
А#nbsp;вот каким цветом будет судно и#nbsp;как его назовут, мечтатели еще даже не#nbsp;думали. Говорят, рановато. Зато уже спланировали, чем займутся после кругосветки.
«У#nbsp;нас есть план разработать целую линейку деревянных лодок для#nbsp;Арктики,#nbsp;— делится Евгений Шкаруба,#nbsp;— и#nbsp;легкие прогулочные, и#nbsp;посерьезнее, такие как шхуны. Пока заказов нет, но, я#nbsp;думаю, если первый опыт будет успешным, то#nbsp;их#nbsp;будет много».
Свое объединение романтики называют Товариществом, а#nbsp;свою верфь#nbsp;— не#nbsp;иначе как лабораторией по#nbsp;исследованию деревянного судостроения. У#nbsp;путешественников даже есть девиз: «мы#nbsp;ходим на#nbsp;грани разумного риска». А, как известно, кто не#nbsp;рискует, тот и#nbsp;шампанского не#nbsp;пьёт, и#nbsp;шхуны не#nbsp;строит, и#nbsp;Арктику не#nbsp;покоряет.